Так сложилось, что в процессе эволюции предкам человека больше всего понадобились некоторые способности – они развились сильнее. Поэтому люди видят и слышат, чувствуют запахи и вибрацию явно хуже многих других представителей семейства млекопитающих (и не только их). Зато мы очень хорошо различаем цвета и оттенки, а также вкус. Есть версия, что предкам-приматам это пригодилось для быстрого опознания спелых плодов, ягод, листьев, побегов – их рацион был сплошь растительным.

Сейчас вся наша популяция вида входит в категорию классических трихроматов – способных видеть в полном спектре, т.е. синий/красный/зеленый цвет. У некоторых людей цветовосприятие нарушено – таких называют дихроматами: в буквальном переводе термин означает способность видеть лишь два цвета, на практике чаще всего они не отличают красный или зеленый (с оттенками по всему спектру). Что интересно: большинство окружающих нас представителей фауны тоже относится к дихроматам.

Особенности человеческого зрения

Как ни странно, люди разного пола видят совсем не одинаково. Так, женщины точно различают гораздо больше оттенков, зато мужчины способны долго сохранять концентрацию на цели (объекте) и лучше опознают все движущееся. Вероятно, эти способности тоже являются следствием эволюции. Кстати, у женщин даже найдена редкая мутация – «лишняя» колба на сетчатке, позволяющая отличать до сотни млн. цветов и оттенков.

И на этом сложности не заканчиваются. Зрение человека меняется с возрастом. Мир вокруг тускнеет, в палитре прибавляется желтых тонов, а восприятие синего цвета слабеет – потому что у пожилых оптика глаз меняется. Известный пример – сравнение картин знаменитых художников, написанных в разные годы жизни.

Практические следствия особенностей восприятия цвета

В наши дни вокруг всегда богатая палитра: от спокойных натуральных расцветок до совершенно фантастической синтетики, не имеющей аналогов в природе. Производители пищевых красителей и лакокрасок не отстают от моды: предлагают обширный выбор цветов и оттенков в любых сочетаниях. В конечном итоге, покупатели платят не только за конкретный выбор, но и за богатство предложения. Хотя часто необходимости в нем нет, а доплата велика.

Простой вопрос: многие согласились бы платить за краску дороже примерно на треть, располагая выбором оттенков конкретного цвета в количестве не десятка, а тысячи вариантов? Иметь широкий выбор всегда приятно – только если это не сопровождается очевидным следствием в виде доплаты.

Например, покупая краску для собственного дома из огромной палитры, не хочется думать об экономии – а эти деньги были бы не лишними: сниженный за счет разнообразия оттенков чек позволил бы дополнительно купить посуду, шторы, светильники, что-нибудь еще для того же дома. И возникает дилемма: что выбрать – более доступные цены или широкий ассортимент?

Остались вопросы?

Оставьте свой номер телефона и мы перезвоним вам в течение минуты